Полезная информация

 


Доступ к услугам Internet


Если вы уже подключены к Internet и способ подключения вас полностью удовлетворяет, то данную главу вы можете смело пропустить и перейти ко второй части справочника. Для тех, кто еще только выбирает способ подключения к Internet или хочет изменить его с целью получения дополнительных возможностей, ниже приводится характеристика возможных способов подключения и оцениваются затраты, связанные с каждым из них. Глава включает разделы:



к началу главы


 Сервис-провайдеры и способы подключения

Для того чтобы воспользоваться какими-либо коммуникационными и информационными услугами Internet, требуется обеспечить соединение компьютера пользователя с сетью, имеющей связь с Internet и предоставляющей необходимый сервис, а также иметь на этом компьютере необходимое программное обеспечение. Услуги, связанные с доступом в Internet, предоставляются организациями, которые называются сервис-провайдерами, или поставщиками услуг Internet (Internet service provider, ISP). Сервис-провайдер располагает компьютерной сетью, имеющей постоянное соединение с Internet и включающей компьютеры (серверы доступа), через которые осуществляется подключение абонентов -- отдельных пользователей или локальных сетей.

Существуют различные варианты соединения с Internet и способы работы, выбор которых определяется многими факторами: физическими линиями связи с сервис-провайдером, имеющимся аппаратно-программным обеспечением, необходимыми видами сервиса, требованиями к скорости передачи данных и наконец (но не в последнюю очередь) финансовыми возможностями абонента.

Ниже рассматриваются основные варианты доступа в Internet, предлагаемые сервис-провайдерами в России, и оценивается их стоимость. В некоторых случаях указанный интервал цен достаточно широк, поскольку приводятся цифры, взятые у сервис-провайдеров, работающих в разных регионах России.

Сегодня доступ в Internet в России предоставляют различные организации, выполняющие функции сервис-провайдеров. В их числе узлы перечисленных выше коммерческих и академических сетей, а также фирмы, заключившие с ними договоры на предоставление услуг Internet. Цены на предлагаемые услуги весьма существенно различаются у разных провайдеров, к тому же они достаточно часто изменяются. Текущую информацию можно получить непосредственно у сервис-провайдера. Кроме того, практически все узлы, предоставляющие услуги подключения к Internet, имеют собственные WWW-серверы, на которых вы также сможете найти исчерпывающую информацию о предоставляемых услугах, ценах, контактных телефонах и почтовых адресах, а также различные дополнительные сведения о фирме и ее деятельности. Список адресов серверов некоторых региональных провайдеров приведен в разделе "Телекоммуникации" второй части справочника.

Не рискуя давать какие-либо рекомендации по выбору конкретного сервис-провайдера, заметим лишь, что для предоставления качественного сервиса абонентам очень важны три фактора: наличие у сервис-провайдера высокоскоростного канала во внешний мир, современного аппаратно-программного обеспечения серверов и модемного пула, число линий которого адекватно числу подключенных абонентов.

Перечни услуг и прайс-листы сервис-провайдеров многим начинающим пользователям кажутся весьма обширными и сложными для понимания. Однако следует четко представлять, что существует всего четыре различных вида подключения, каждый из которых предоставляет определенный набор возможностей и доступных услуг. Этими видами подключения являются:

к началу главы


 Постоянное подключение локальной сети

Начнем с варианта, предоставляющего пользователям полный набор услуг Internet и наиболее комфортные условия работы. Этим вариантом является работа в локальной сети, подключенной к Internet по выделенной линии. В этом случае один из компьютеров локальной сети (маршрутизатор) имеет постоянное соединение с маршрутизатором сервис-провайдера и обеспечивает передачу IP-пакетов для рабочих станций локальной сети. В качестве маршрутизатора сегодня наиболее часто используются компьютеры с операционной системой UNIX, хотя при подключении крупных сетей начали достаточно широко применяться и аппаратные маршрутизаторы. Установку и настройку необходимого программного обеспечения, а также сопровождение работы такой IP-сети обычно осуществляет специалист-администратор сети, что облегчает работу конечного пользователя.

При таком соединении подключенная локальная сеть становится частью Internet. Все пользователи локальной сети получают возможность работы со всеми видами сервисов Internet, то есть могут пользоваться электронной почтой, телеконференциями, терминальным доступом к удаленным компьютерам (telnet), передачей файлов (FTP), доступом к распределенным информационным системам и базам данных (Gopher, WWW, WAIS и др.). Локальная сеть может включать компьютеры различных платформ: IBM PC-совместимые компьютеры с MS-DOS и Windows, компьютеры семейства Macintosh, рабочие станции с различными UNIX-системами. Наиболее распространенной в настоящее время является работа пользователей в среде Microsoft Windows (Windows 3.x, Windows 95, Windows NT), для которой существуют прикладные программы работы со всеми сервисами Internet, имеющие понятный графический интерфейс.

Важным преимуществом постоянного IP-соединения по выделенной линии является возможность установки в локальной сети информационных серверов (например, WWW-серверов) с целью предоставления пользователям Internet доступа к информации о вашей фирме. Этот доступ может быть как свободным, так и требующим авторизации.

В зависимости от физической линии связи могут быть реализованы подключения с разными скоростями передачи данных: от десятков кбит/с до нескольких Мбит/с. Разумеется, высокие скорости требуют больших материальных затрат на организацию физической линии, оборудование и абонент-скую плату.

В современных российских условиях вопрос линий связи является одним из самых больных при построении распределенных сетей и, в частности, при подключении к Internet. Недостаточное количество качественных телефонных линий, позволяющих обеспечить высокие скорости передачи данных, а также довольно высокие цены на организацию цифровых каналов, предлагаемые на российском рынке коммуникационных услуг, во многих случаях делают весьма непростым решение задачи подключения к сервис-провайдеру по высокоскоростному выделенному каналу.

Не касаясь вопросов организации каналов для межсетевого взаимодействия различных сервис-провайдеров, рассмотрим возможные способы физического подключения локальной сети организации к узлу сервис-провайдера.

Самым простым и дешевым способом является аренда выделенной телефонной линии (одной или двух пар прямых проводов) у местной телефонной компании. Единовременные затраты при этом в большинстве городов не превышают тысячи долларов, а ежемесячная оплата линии составляет несколько десятков, иногда до сотни долларов.

Разумеется, к этому надо добавить затраты на приобретение модемов для телефонных линий. В настоящее время в России на выделенных телефонных линиях широко используются модемы ZyXEL U-1496+ (19200 бит/с), ZyXEL U-1496 (16800 бит/с), US Robotics Sportser и US Robotics Courier (14400 и 28800 бит/с), MultiTech MT различных серий (от 14400 до 28800 бит/с). Стоимость перечисленных модемов лежит в интервале от 120 до 600 долларов и, разумеется, более дорогие модемы имеют лучшие характеристики.

Отметим, что при использовании еще более дорогих широкополосных модемов (таких, как модемы фирм Nokia, General DataComm, RAD Communications и др.) можно достичь скоростей от 64 до 1024 кбит/с, однако это окажется возможным при сравнительно небольшой протяженности (несколько километров) и достаточно высоком качестве телефонных проводов.

Следует иметь в виду, что для хорошей совместной работы предпочтительно, чтобы у сервис-провайдера и у вас были модемы одного типа. При подключении к сервис-провайдеру возможны три ситуации: вы покупаете один модем для себя по рекомендации сервис-провайдера; вы покупаете два модема и один из них отдаете провайдеру для установки на свою линию; провайдер дает вам модем в аренду.

Модем подключается к последовательному порту маршрутизатора, через который ваша сеть соединяется с маршрутизатором провайдера. При этом возможно два варианта соединения: в асинхронном и в синхронном режиме взаимодействия модема и компьютера. Не вдаваясь в объяснение различий между этими режимами, заметим, что синхронный режим обеспечивает более высокие скорости передачи данных, но требует более дорогого аппаратного обеспечения. Большинство продаваемых персональных компьютеров содержат последовательные порты (com-порты) для асинхронного режима, поэтому при необходимости обеспечить подключение в синхронном режиме приходится устанавливать соответствующий адаптер (дополнительную плату, которая стоит несколько сотен долларов).

Существуют и более совершенные, но вместе с тем и более дорогие способы подключения локальной сети, заключающиеся в том, что вы заказываете организацию выделенного цифрового канала у фирмы, занимающейся коммуникациями (не путайте такие фирмы с сервис-провайдерами Internet, хотя некоторые из них совмещают оба вида деятельности). В этом случае в качестве физической среды передачи могут быть использованы и медные провода, и волоконно-оптический кабель, и радиорелейная линия. Вас как заказчика цифрового канала, это не должно волновать, так как вы получаете готовое, как правило синхронное, соединение с заданной скоростью передачи данных. Типичными значениями для таких каналов являются сегодня 64, 128, 256, 512, 1024 и 2048 кбит/с. Как вы, несомненно, догадались, более высокая скорость потребует более высокой первоначальной оплаты за установку и месячной абонентской платы. В качестве примера упомянем, что организация цифрового канала 64 кбит/с в Москве и Санкт-Петербурге потребует единовременной оплаты в размере примерно 1500 долларов и ежемесячной платы 500--700 долларов. Заметим, что при заказе цифрового канала вам не понадобится покупать модемное оборудование, поскольку последнее устанавливается телеоператором и входит в общую стоимость услуги, но вы должны иметь в этом случае синхронный порт, в который включается это оборудование (обычно по стандарту V.35).

Услуги организации цифровых каналов, которые обеспечивают телекоммуникационные операторы, доступны в большинстве городов. Например, в Москве такие работы выполняют компании Golden Line, Макомнет и многие другие, в Петербурге -- Петербургская телефонная сеть, Невалайн, Петерстар, Метроком.

Возможным решением является также постоянное IP-подключение по коммутируемой линии. При этом абонент получает в единоличное пользование телефонный номер и соответствующий порт компьютера сервис-провайдера. Однако такой способ подключения используется довольно редко.

После организации линии связи подключение локальной сети к Internet заключается в установке маршрутизатора (роутера), соединенного с маршрутизатором сервис-провайдера, и в его конфигурировании. Далее к маршрутизатору подключаются компьютеры локальной сети, причем в локальной сети могут работать компьютеры различных платформ с разными операционными системами. Заметим, что во многих случаях на маршрутизатор возлагаются функции Firewall (брандмауэра) -- фильтрующей системы, защищающей локальную сеть от несанкционированного доступа из внешнего мира, что становится сегодня чрезвычайно актуальной задачей.

Маршрутизатор может представлять собой как специализированное вычислительное устройство (аппаратный маршрутизатор), так и универсальный компьютер, на котором работает специальное программное обеспечение (программный маршрутизатор). При подключении крупных сетей с большим трафиком предпочтительно использование аппаратных маршрутизаторов, что является более эффективным, хотя и более дорогим решением. В частности, как в мире, так и в России, наиболее широкое распространение в IP-сетях получили аппаратные маршрутизаторы фирмы Cisco Systems ( www.cisco.com).

Стоимости маршрутизаторов Cisco варьируются от десятков тысяч долларов для старших моделей, которые устанавливаются в крупных узлах опорных сетей до нескольких тысяч для младших моделей. Поэтому модели младших классов могут быть хорошей альтернативой программному маршрутизатору на базе UNIX-компьютера, стоимость которого вместе с программным обеспечением имеет тот же порядок величины. Например, стоимость одного из самых простых роутеров Cisco 1005, имеющего serial-порт и Ethernet-порт (то есть позволяющего включить локальную сеть по синхронному соединению), составляет около 2000 долларов вместе с программным обеспечением.

Хотя применение аппаратных маршрутизаторов и является весьма удобным и технологичным решением, упрощающим сопровождение работы и развитие сети, достаточно часто функции маршрутизатора возлагаются на компьютер с операционной системой семейства UNIX. Этот выделенный компьютер используется для связи локальной сети с внешним миром. При использовании асинхронных соединений на эту роль может подойти практически любой компьютер с системой UNIX, однако при использовании высокоскоростных синхронных соединений выбор резко сужается. В качестве операционной системы программного маршрутизатора широкое распространение получили BSD/386 (коммерческая система фирмы Berkley Software Design), а также свободно доступная система Free-BSD. Для организации работы подобного программного маршрутизатора, как правило, вполне достаточно компьютера с процессором i386/486 и оперативной памятью 8 Мбайт.

Таким образом, при выборе маршрутизатора имеется достаточно широкий спектр возможных вариантов, рассчитанных на подключение сетей различных масштабов и на разные финансовые возможности.

Наряду с единовременными затратами на организацию физической линии связи, приобретение оборудования и конфигурирование программного обеспечения и ежемесячной абонентской платой за линию связи, существуют затраты на предоставление IP-подключения сервис-провайдером, которые также складываются из первоначальной оплаты подключения и ежемесячной абонентской платы. Приводимые далее цифры относятся к услугам коммерческих сервис-провайдеров. Условия подключения некоммерческими, в частности академическими, сервис-провайдерами существенно различаются и зависят от многих факторов, например от статуса подключаемой организации и ее рода деятельности.

Стоимость IP-подключения локальной сети по выделенной линии, регистрации адресов, настройки маршрутизации обычно составляет несколько сотен долларов.

При постоянном IP-соединении в большинстве случаев трафик не подсчитывается, а величина месячной оплаты зависит только от скорости подключения, составляя 300--500 долларов при скорости 19200--28800 бит/с и 600--1000 долларов -- при 64 кбит/с. Некоторые сервис-провайдеры устанавливают ограничение на месячный объем переданной информации (на уровне нескольких сотен Мбайт), превышение которого приводит к дополнительной оплате.

Чтобы сеть вашей организации стала полноценной частью Internet, вы должны будете не только подключить ее к узлу сервис-провайдера, но и зарегистрировать для компьютеров своей сети уникальные IP-адреса и доменные имена. В Internet выделение IP-адресов координирует центр InterNIC (Internet Network Information Center, www.internic.net), который делегирует полномочия по распределению адресов региональным и национальным организациям, обеспечивая выполнение требования уникальности адресов. Этим организациям-координаторам InterNIC выделяет большие блоки IP-адресов, из которых они затем выдают адреса для сервис-провайдеров и сетей отдельных организаций-заказчиков. Как правило, организации выделяются адреса одной или нескольких сетей класса C, каждая из которых включает максимально 254 адреса хост-компьютеров (но реально при разбиении на подсети число возможных адресов оказывается меньше).

В Европе выделение IP-адресов находится в ведении организации, называющейся RIPE (Reseaux IP Europeens, Европейские IP-сети; www.ripe.net), делегирующей полномочия выдачи адресов в России нескольким российским сетевым организациям, среди которых основную роль играет Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИ РОС). Для получения IP-адресов для локальной сети организации нужно направить соответствующую заявку, при составлении которой следует предусмотреть перспективы развития сети на ближайшие один-два года и запросить необходимое число адресов сетей класса C. С правилами подачи заявки, формой заявки и порядком ее рассмотрения можно ознакомиться на WWW-сервере РосНИИ РОС www.ripn.net или направить запрос по адресу ncc@ripn.net. Как правило, IP-адреса для локальной сети получают при посредничестве сервис-провайдера, через которого производится подключение к Internet.

Теперь о доменных именах. В России большинство сетей регистрируются под доменными именами, принадлежащими доменам верхнего уровня ru (Russia) и su (Soviet Union). Регистрация доменов второго уровня под этими доменами находится в ведении РосНИИ РОС. Поэтому, если вы хотите зарегистрировать, например, домен abcd.ru, то вам следует направить заявку в РосНИИ РОС (правила подачи и форма заявки также приведены на www.ripn.net, а адрес электронной почты для запросов -- ru-dns@ripn.net). Если имя, которое вы хотите зарегистрировать, еще никем не выбрано и не содержит недопустимых с точки зрения общественной нравственности словосочетаний, то ваша заявка будет удовлетворена. Подчеркнем, что официальная регистрация имени домена производится только после выполнения всей необходимой предварительной работы по внесению соответствующих записей в базы данных серверов DNS (Domain Name System).

Если вы не слишком тщеславны и готовы удовлетвориться доменом третьего уровня (внутри домена вашего сервис-провайдера), то схема действий будет аналогична, но обращаться следует не в РосНИИ РОС, а в организацию, в ведении которой находится данный домен. Например, просьбу зарегистрировать домен abcd.runnet.ru нужно направить в Центр управления сети RUNNet.

Решение задач, связанных с получением IP-адресов для вашей сети, регистрацией доменных имен, поддержкой серверов DNS, вы можете возложить на своего сервис-провайдера, что, разумеется, потребует дополнительных затрат.

Для того чтобы пользователи локальной сети могли работать с ресурсами Internet, необходимо установить на рабочие станции программное обеспечение для работы по протоколам TCP/IP. В настоящее время поддержка TCP/IP предусмотрена практически во всех операционных системах. Если при работе с DOS/Windows 3.x вам придется дополнительно установить на рабочие станции соответствующее программное обеспечение, то в Windows 95, Windows NT, во всех UNIX-системах стек TCP/IP входит в состав системы. Поэтому при использовании этих систем следует только подключить рабочую станцию к сети и настроить параметры IP-соединения.

Если вы не намерены устанавливать в локальной сети собственные серверы и предлагать те или иные услуги Internet (FTP, WWW, News и др.), то можно ограничиться организацией рабочих мест для доступа в Internet пользователей вашей сети.

Если вы собираетесь развивать собственный информационный сервис, то на компьютерах, входящих в вашу локальную сеть, можно установить программное обеспечение WWW-, FTP-, Gopher-серверов, сервера телеконференций (News-сервер). Такие серверы создаются, как правило, на базе компьютеров с многозадачными операционными системами -- UNIX, Windows NT, Novell NetWare и др., хотя возможна установка некоторых серверов и в среде DOS/Windows 3.x. В одной локальной сети под управлением, например, операционной системы Novell NetWare могут успешно сосуществовать компьютеры различных платформ с разными операционными системами, общающиеся между собой и с пользователями на "языке" протоколов TCP/IP. Заметим, что на одном компьютере с системой UNIX, Windows NT, Novell NetWare или какой-либо другой многозадачной системой может совместно работать несколько программ-серверов. Однако для успешной совместной работы нескольких серверов на одном компьютере последний должен обладать достаточной производительностью, поскольку каждая из программ-серверов будет забирать часть вычислительных ресурсов, причем тем большую, чем больше число пользователей, одновременно обращающихся к серверу.

Важной задачей, которую следует решить в подключенной к Internet локальной сети, является организация работы системы электронной почты. Существует целый ряд различных решений. Например, возможна установка программного обеспечения SMTP-сервера на UNIX-компьютере или на сервере Novell NetWare, к которому будут обращаться с рабочих станций почтовые программы-клиенты. Возможно также использование системы офисной электронной почты, например Microsoft Mail или Lotus cc:Mail, которая будет взаимодействовать с SMTP-сервером через шлюз.

Многие крупные производители программного обеспечения предлагают комплексные решения для работы с Internet, включающие базовые средства поддержки TCP/IP и программное обеспечение различных серверов и клиентов. Наибольшее распространение в нашей стране получили решения фирм Microsoft и Novell, с последними достижениями которых всегда можно познакомиться на их WWW-серверах. Обе фирмы, заботясь о пользователях в разных странах мира, наряду со своими главными англоязычными серверами ( www.microsoft.com и www.novell.com), поддерживают версии серверов с информацией на других языках. Отрадно, что весной 1996 года появились русские страницы на сервере Microsoft ( www.microsoft.com/rus) и отдельные серверы -- сервер представительства Novell в России ( www.novell.ru, Москва) и совместный сервер Novell и сети RUNNet ( www.novell.spb.ru, Санкт-Петербург).

Заметим, что сопровождение работы локальной IP-сети с поддержкой маршрутизации и системы доставки почты, а также организация различных информационных серверов требует немалой квалификации, и, к сожалению, специалистов в этой области в России сейчас явно недостаточно. Поэтому, если вы хотите, чтобы сеть вашей фирмы стала полноправной частью Internet, будьте готовы оплачивать не только подсоединение, но и текущую работу весьма квалифицированных специалистов (эти цифры мы опускаем, но на некоторых руководителей организаций они произвели бы впечатление).

Таким образом, постоянное соединение по выделенной линии является весьма удобным, но относительно дорогим способом работы в Internet. Как правило, его используют достаточно большие организации (университеты, научно-исследовательские институты и центры, крупные фирмы), имеющие развитые локальные сети и большое число пользователей, нуждающихся в работе в режиме on-line в Internet, а также фирмы, предоставляющие сетевой информационный сервис, то есть поддерживающие постоянно доступные серверы Internet.

Следует четко представлять, что подключение к Internet локальной сети фирмы, а тем более крупной корпоративной сети, включающей в качестве сегментов локальные сети подразделений (зачастую территориально удаленных), оказывается значительно более сложной задачей, чем подключение по коммутируемой линии отдельного персонального компьютера, и требует как существенных материальных затрат, так и работы квалифицированных специалистов при установке, конфигурировании и текущем сопровождении работы такой сети. Однако в конечном итоге, при грамотном решении задач подключения и поддержки работы пользователей наличие подключенной к Internet сети окажется более удобным и выгодным для фирмы решением, чем работа многочисленных пользователей, каждый из которых самостоятельно соединяется с сервис-провайдером по коммутируемым линиям. Разумеется, это справедливо в случае, когда с Internet активно работает достаточно большое число пользователей или когда деятельность фирмы связана с регулярным обменом большими объемами данных с глобальными сетями. В качестве примеров можно привести ежедневную передачу по FTP файлов объемом в десятки мегабайт, которая характерна для деятельности издательских фирм, получение свободно распространяемого программного обеспечения с серверов Internet фирмами, работающими в области компьютерных технологий, или чрезвычайно интенсивную работу в Internet в крупных учебных заведениях, где услугами электронной почты и работой в интерактивном режиме пользуются сотни, а иногда и тысячи студентов и сотрудников.

к началу главы


 Сеансовое IP-подключение

Вариант IP-соединения по коммутируемой линии, называемый также dialup-IP, можно рекомендовать для доступа в Internet как с отдельно стоящих компьютеров, так и с рабочих станций локальной сети, в которой не требуется поддерживать постоянное подключение к Internet. Этот вид соединения предусматривает временное подключение к серверу доступа сервис-провайдера по обычной телефонной линии путем "дозвона" до соответствующего номера с последующей регистрацией, требующей ввода имени пользователя и пароля. После такой регистрации компьютер пользователя оказывается полностью подключенным к Internet в течение времени поддержания телефонной связи.

Компьютер пользователя должен быть оснащен модемом и необходимым для работы в режиме dialup-IP программным обеспечением. С точки зрения пользователя работа в Internet будет выглядеть практически так же, как при постоянном IP-соединении, с одним исключением: для работы с прикладными программами (например, Web-браузерами или FTP-клиентами) сначала нужно будет установить телефонное соединение, что потребует некоторого времени, причем номер может оказаться занят.

IP-подключение позволяет получить доступ ко всем ресурсам Internet путем запуска на компьютере пользователя соответствующих прикладных программ. Для работы в режиме dialup-IP к компьютеру не предъявляется никаких специальных требований: вполне подходит PC 386 или 486 в стандарт-ной конфигурации, обеспечивающей нормальную работу Windows 3.x и приложений Windows для работы в Internet, подобных Internet Explorer, Mosaic и Netscape. Однако комфортная работа требует соединения со скоростью не менее 9600 бит/с (а лучше 14400--28800 бит/c), что может не обеспечиваться на телефонных линиях низкого качества. Чтобы начать работу в режиме dialup-IP, вы должны установить на своем компьютере программное обеспечение поддержки протоколов TCP/IP и необходимые вам клиентские прикладные программы.

В настоящее время началось массовое применение операционной системы Windows 95. Эта система содержит встроенные средства, предусматривающие поддержку протоколов TCP/IP и их использование при работе с сервис-провайдером по коммутируемому соединению, а также предоставляет простые и удобные средства настройки данного режима работы. Сервис-провайдер должен предоставить вам номер телефона и данные о нескольких IP-адресах и доменных именах серверов, которые вам понадобятся при конфигурировании системы. Дальнейшие действия вы сможете выполнить самостоятельно. Инструкции, необходимые для самостоятельной настройки сеансового режима работы в Windows 95, вы можете найти как в многочисленных публикациях, так и в Internet. Например, весьма полезный набор рекомендаций (правда, на английском языке) можно получить на сервере с адресом www.windows95.com, специальный подкаталог которого /connect содержит не только подробные советы по подключению и пошаговые инструкции, но также словарь сетевых терминов и руководство по решению типичных проблем.

Стоимость регистрации и предоставления IP-входа для сеансового подключения отдельного компьютера у разных сервис-провайдеров колеблется от 10 до 50 долларов. В ряде случаев в эту стоимость входит настройка программного обеспечения компьютера абонента или оплата нескольких (от 5 до 10) часов сеансов работы. Регистрация и предоставление IP-номеров для локальной сети могут стоить 100--150 долларов.

При сеансовом режиме возможно подключение с динамическим выделением IP-адреса или с выделением постоянного IP-адреса. Последняя услуга стоит несколько дороже.

После регистрации одни сервис-провайдеры требуют оплаты только фактического времени соединения, а другие -- устанавливают обязательную месячную плату, предусматривающую определенный объем сеансовой работы (5--10 часов), и дополнительную плату за время работы свыше этого лимита. Повременная оплата сеансового IP-соединения составляет около трех долларов в час, причем многие сервис-провайдеры предоставляют скидку при работе в вечернее и ночное время.

Таким образом, при наличии телефонной связи достаточно хорошего качества и соединении на скорости, например, 14<|>400 кбит/с режим dialup-IP представляет собой весьма удобный и практичный способ доступа в Internet как для домашних пользователей, так и для организаций, которым не требуется поддержка доступных в Internet информационных серверов и где не слишком велика активность использования услуг Internet сотрудниками. Если же суммарное время сеансов связи составляет несколько часов в день, то более выгодным может оказаться IP-подключение по выделенной линии.

к началу главы


 Доступ в режиме удаленного терминала

Еще одной возможностью интерактивной работы с ресурсами Internet является использование режима эмуляции удаленного терминала подключенного к Internet компьютера путем соединения с последним по телефонной линии. Этот режим предъявляет более низкие требования к качеству телефонной линии и к характеристикам компьютера и модема абонента, чем IP-подключение. Поскольку в данном случае передается только текстовая информация, вводимая с клавиатуры пользователем или выводимая на терминал хост-компьютером, то скорость обмена данными с хост-компьютером, равная, например, 2400 или 4800 бит/с, оказывается вполне достаточной. Компьютер абонента должен лишь выполнять задачу эмуляции терминала, что предъявляет минимальные требования к его ресурсам.

В настоящее время услуга on-line работы в режиме удаленного терминала поддерживается рядом российских сервис-провайдеров, но постепенно вытесняется рассмотренным выше сеансовым IP-подключением.

Доступ в режиме удаленного терминала предполагает предоставление зарегистрированного пользовательского входа (имени и пароля) на компьютере сервис-провайдера с последующей оплатой времени соединения по коммутируемой телефонной линии. Стоимость регистрации составляет у разных провайдеров от 5 до 30 долларов, а повременная оплата -- от 2 до 6 долларов в час. Оплата взимается также за предоставление и поддержку на удаленной машине почтового ящика пользователя.

При терминальном доступе на сервере провайдера для пользователя может быть организована так называемая виртуальная машина с некоторым дисковым пространством, в пределах которого пользователь может работать как администратор своей виртуальной машины.

Основным ограничением режима удаленного терминала является то, что пользователь фактически работает не на своем компьютере, а на удаленном хост-компьютере сервис-провайдера, и может использовать лишь имеющийся на данном компьютере и предоставляемый ему сервис. Обычно предоставляется сервис электронной почты, услуги Telnet и FTP (с возможностью хранения ограниченного объема данных на хост-компьютере), а также возможность работы с универсальным текстовым Web-клиентом Lynx. Ресурсы Internet доступны при этом лишь в алфавитно-цифровом режиме, что существенно обедняет работу с таким видом сервиса, как WWW.

Для подключения к удаленному компьютеру в режиме терминала достаточно иметь коммуникационные программы, такие как Terminal и Hyper Terminal, которые входят в состав систем Windows 3.x и Windows 95 соответственно.

В некоторых случаях терминальный доступ является единственной формой работы с базами данных или информационно-справочными системами, размещенными на удаленном компьютере.

к началу главы


 Почтовый доступ

Электронная почта (E-mail) стала первой услугой Internet, получившей массовое распространение в России, и остается наиболее широко применяемым видом сетевого сервиса, который используют сотни тысяч пользователей -- сотрудники вузов, научных и производственных организаций, фирм самого разного профиля деятельности, студенты и школьники.

Услуги электронной почты предлагаются многочисленными фирмами-провайдерами и могут быть предоставлены как частному лицу для получения почты на домашний компьютер, так и фирме, внутри которой можно организовать работу с почтой всех пользователей локальной сети. Напомним, что посредством E-mail можно пересылать не только текстовые сообщения, но и двоичные файлы (отформатированные документы текстовых и табличных процессоров, файлы с графическими изображениями, исполняемые программы и т. д.). Электронная почта Internet доступна даже в тех городах, в которых узлы не имеют IP-подключения и обмениваются трафиком с "головными" узлами своей сети по протоколу UUCP. Обмен почтовыми сообщениями с пользователями Internet обеспечивают также многие сети, которые не относятся к IP-сетям и, строго говоря, не являются частью Internet.

При работе только с электронной почтой в режиме off-line компьютер пользователя не имеет IP-адреса и не может обмениваться информацией по протоколу IP с хост-компьютерами Internet. Поэтому такие виды услуг, как, например, работа с NNTP-, FTP-, Gopher- и WWW-клиентами, являются недоступными. Однако ряд информационных услуг доступен и в режиме off-line посредством передачи электронных сообщений-запросов специальным почтовым серверам-шлюзам, которые обмениваются информацией с серверами Internet, а затем автоматически отправляют ответ пользователю в виде электронного письма. В частности, таким путем можно получать статьи телеконференций и файлы с FTP-серверов.

Электронная почта является наиболее доступным видом сервиса и с точки зрения стоимости услуг. Регистрация и подключение, включающие присвоение почтового адреса, открытие почтового ящика абонента, а в некоторых случаях и предоставление необходимого программного обеспечения, стоит обычно от 10 до 30 долларов.

Дальнейшая схема оплаты может быть различной. Ряд узлов устанавливает месячную абонентскую плату за так называемые базовые услуги, которая включает в себя плату за поддержку почтового ящика, а также оплату передачи электронной корреспонденции в ограниченном суммарном объеме. При превышении абонентом оговоренного месячного объема трафика вносится дополнительная плата. Например, весной 1996 года в компании "Демос" месячная плата при ограничении на трафик до 1 Мбайт в месяц на территории СНГ составляла 15 долларов, а превышение лимита оплачивалось из расчета 50% месячной цены базовых услуг за каждый полный или неполный мегабайт сверх указанного трафика.

Некоторыми сервис-провайдерами месячная плата вообще не взимается или взимается плата 5--10 долларов, но при этом текущая оплата услуг электронной почты производится в соответствии с объемом трафика. Большинством сервис-провайдеров отдельно учитывается трафик за пределы России (или СНГ, или бывшего СССР), внутрироссийский и внутрирегиональный трафик. При работе с международной почтой оплата взимается как за передачу (отправление), так и за прием сообщений, и составляет от 0,025 до 0,06 доллара за килобайт (наиболее типичной является цена 0,04 доллара/Кбайт). При работе в пределах России или СНГ оплате подлежит обычно лишь отправление почты (от 0,01 до 0,02 доллара за килобайт), а прием почты бесплатен. Отправление почты внутри региона может обойтись еще дешевле: от 0,001 до 0,005 доллара за килобайт.

Ряд провайдеров предлагает установку и настройку на компьютере абонента программных средств, обеспечивающих соединение с узлом и работу электронной почты в среде MS-DOS/Windows. Стоимость этих работ составляет обычно от 10 до 50 долларов.

Обратим внимание руководителей на то, что попытки сэкономить иногда приводят к увеличению расходов. "Дорогое" подключение по выделенной линии может оказаться экономически более выгодным, чем работа в режиме dialup-IP или использование "дешевой" электронной почты при необходимости передачи больших объемов информации. Например, уплатив 400 долларов в месяц, вы сможете без проблем "перекачать" при постоянном соединении сотни мегабайт различных данных, что потребовало бы не меньших расходов и существенно больших затрат времени при других вариантах подключения.

В качестве дополнительных услуг, доступных в режиме электронной почты и требующих отдельной оплаты, рядом сервис-провайдеров предлагается:

Цены на эти услуги располагаются в диапазоне от 0,005 до 0,1 доллара за килобайт в зависимости от того, с каких серверов и какая информация передается. Нижний предел соответствует локальным серверам новостей и ftpmail-серверам, а верхний -- коммерческим информационным серверам.

Кроме того, есть узлы, предоставляющие услуги специализированных серверов-шлюзов: телексный, телетайпный и телеграфный серверы. Сравнительно новым видом услуг является передача сообщения электронной почты на пейджер.

В последнее время становится популярным другой способ работы с электронной почтой, отличный от подключения по протоколу UUCP и используемый при наличии IP-подключения по коммутируемой или по выделенной линии. В этом случае получение почты происходит по протоколу POP-3, а отправление -- по протоколу SMTP. Подготавливать и просматривать почту при этом можно и при отсутствии соединения, устанавливая его по протоколу SLIP или PPP только на время отправки и приема сообщений.

Для работы с электронной почтой как при UUCP-подключении, так и при использовании POP-сервера, существует разнообразное клиентское программное обеспечение для всех без исключения операционных систем. Сегодня основная масса пользователей работает с почтой в среде MS-DOS/ Windows. При работе c POP-сервером широкое распространение получили программы Eudora и Pegasus Mail. Возможностями полноценной почтовой программы для такого способа работы обладают и последнии версии программы Netscape Navigator.

Наряду с зарубежными программами для работы с электронной почтой широкое распространение в России получили отечественные пакеты dMail (компания "Демос", Москва, info@demos.su, www.demos.su) и Мини-Хост (центр "Суперфизика", Санкт-Петербург, minihost@sph.spb.su). Эти пакеты позволяют не только обеспечить работу одиночного пользователя, но и предоставляют инструменты для организации почтовой системы в локальной сети фирмы. Стоимость коммерческих версий пакетов составляет около 40 долларов.

В 1996 году появилась новая версия программы dMail для работы в среде Windows. Эта программа поддерживает все почтовые протоколы сети Internet, позволяет сортировать почту, имеет удобный интерфейс для работы с телеконференциями и предусматривает простое решение всех проблем с различными кодировками русских букв. В новой версии dMail немало дополнений и исправлений. И, самое главное, появилась поддержка стандарта MIME и мультимедиа. Теперь даже неподготовленный пользователь имеет возможность отправлять и получать не только текстовые сообщения, но и включать в письма графику, видео, звук, документы в форматах популярных редакторов, электронные таблицы. Можно отправить звуковое письмо, и если компьютер получателя оснащен средствами мультимедиа, то сообщение можно будет прослушать.

к началу главы


 Размещение информации на серверах

Теперь о том, как разместить в Internet информацию о своей фирме. Для этого существуют два пути. Первый -- это создать и поддерживать собственный WWW-сервер, что потребует постоянного подключения по выделенной линии и наличия команды специалистов, состоящей из сетевиков, маркетологов, дизайнеров. Второй -- найти сервер, где можно разместить информацию в виде "домашних страниц" и возложить задачу поддержки сервера на персонал сетевого узла. В том, что удобнее и дешевле, мнения расходятся, однако в любом случае речь идет о существенном труде и затратах средств. В 1995 году в связи со стремительным ростом популярности World Wide Web появился новый вид информационного сервиса -- предоставление услуг по рекламе и распространению информации в Internet через систему WWW. Многими компаниями предлагается достаточно широкий набор услуг, который включает: Перечисленные услуги по созданию виртуального офиса фирмы в Internet с целью рекламы, предоставления информации о продукции, приема заказов по E-mail или путем непосредственного интерактивного общения с сервером, а также для технической поддержки клиентов фирмы становятся все более популярными во всем мире и в России.

Поскольку эти услуги являются сравнительно новыми, еще не сложились общие подходы к определению их стоимости и существует большой разброс как в ценах, так и в способах расчета общей стоимости работы. С примерами структуры цен можно ознакомиться у различных провайдеров этого вида сервиса, например, на серверах компаний "Демос" ( www.demos.su), "Элвис-Плюс" ( www.elvis.ru), информационных систем "Россия-Он-Лайн" ( www.online.ru), "РИТМ-Пресс" ( www.ritmpress.ru) и на многих других серверах.

Создать собственную информационную систему на основе WWW-сервера не так уж и сложно. Необходимое программное обеспечение можно найти среди свободно распространяемых в Internet программ типа shareware и freeware. Появились и коммерческие версии серверного программного обеспечения. Документы для системы WWW подготавливаются с использованием языка HTML, который весьма прост в освоении, к тому же существуют специальные HTML-редакторы и средства конвертирования в HTML-формат документов, подготовленных в среде популярных текстовых процессоров, например MS Word или Word Perfect. Поэтому вопрос создания собственного общедоступного WWW-сервера упирается в основном в обеспечение постоянного подключения к Internet.

Относительной простотой создания собственного представительства в Internet во многом объясняется быстрый рост количества WWW-серверов. Однако после установки сервера возникает задача его информационного наполнения и поддержки, решение которой требует достаточно большой технической и творческой работы.

В заключение дадим один совет. Если вы хотите предоставить сообществу Internet информацию о своей деятельности, то имеет смысл разместить сведения о вашем сервере или даже отдельные WWW-страницы на известных и посещаемых серверах, с которых уже будут даны ссылки на сервер вашей организации. Например, каталог ресурсов российского Web, в который вы можете поместить ссылку на свои страницы, ведется на сервере "Russia on the Net" ( www.ru) компании "Демос". Компьютерным фирмам имеет смысл разместить свою визитную карточку в отведенном для этого разделе на сервере "РИТМ-Пресс" ( www.ritmpress.ru).

Тематические каталоги информационных ресурсов и базы данных поисковых систем ведутся на многих зарубежных серверах. Весьма важно, чтобы эти системы "знали" о существовании вашего сервера. Чтобы облегчить пользователям внесение информации о своих серверах в такие системы, существуют специально разработанные WWW-страницы, с помощью которых можно сразу отправить сведения в десятки сетевых баз данных. С примером такого сервиса вы можете ознакомиться на WWW-сервере с адресом www.submit-it.com.

В данном разделе были приведены достаточно краткие сведения о способах подключения к Internet и услугах российских сервис-провайдеров. Более подробно эти вопросы рассмотрены в наиболее полном на сегодня руководстве для пользователей Internet, изданном на русском языке, -- книге "Internet в подлиннике", издательство "BHV -- Санкт-Петербург", 1996 г.

к началу главы